Гнев и что мы с ним делаем
Гнев может быть:
- Подавлен.
- Выплеснуть в виде неконтролируемой ярости.
- Реализован в виде действия направленного на результат.
О чем жалеют люди
Бронни Вэр - медсестра, несколько лет ухаживала за смертельно больными людьми.
Она составила список из 5 пунктов, к этим пяти пунктам сводится всё, о чем жалеют люди в последние месяцы жизни.
Этот список совсем не похож на то, к чему стремятся люди в повседневной жизни.
Что не удивительно, иначе, откуда бы взялись сожаления.
Хорошо сделанная работа и результат
Хорошо выполненная работа не всегда гарантирует ожидаемый результат.
Хороший результат не всегда является следствием хорошо проделанной работы.
- Хирург может провести операцию по высочайшим стандартам, но если пациент всё равно умер - это не значит, что операция проведена плохо, есть и другие факторы.
- Купить лотерейный билетик - плохая идея. Даже если я выиграю, это всё равно плохое решение, потому что решение купить билетик - с наибольшей вероятностью приведет к потри денег.
Уважение к себе
Самоуважение может быть связано с внешними факторами:
- Как меня и мои поступки оценивают другие.
- Каковы измеримые результаты моей работы.
Наслаждаться жизнью
В парадигме эффективности можно легко разучиться получать от жизни удовольствие.
А ведь наслаждаться жизнью - гораздо более естественная вещь, чем даже способность говорить.
Почему так?
Мы привыкли измерять всё легко измеримыми метриками. И меньше обращать внимания на другие.
Но как можно измерить наслаждение от жизни?
В концке концов мы так много энергии тратим на то, чтобы меньше страдать и больше наслаждаться.
Говорить первым о своих желаниях
Попросить о повышении бывает трудно.
Сказать о своих желаниях в отношениях тоже может быть тяжело.
Ведь я не знаю примет ли мою позицию человек,
разделит ли мои желания.
Тем более, когда чье-то неприятие может быть мной воспринято как личное поражение, как личный недостаток.
Как общаться с человеком, находящимся "со стороны силы" - заказчиком, начальником
Как общаться с человеком заведомо находящемся выше в иерархии, например, с заказчиком?
Давайте сначала рассмотрим вопрос:
Когда мне легко говорить с человеком - почему мне легко?
Переживать эмоции - не тоже самое, что предполагать их
Компьютер может различать эмоции по интонации голоса.
Но компьютер не может чувствовать эмоции.
Человек может предположить что чувствует другой, чисто логически.
Но чем тогда такие предположения отличаются от того, как различает чувства компьютер?
Эмпатия и Инженерный подход
Я научился программировать в школе, по самоучителю, и мог писать простые игры.
Я учился сам, только по самоучителю без преподавателей, без форумов и видеоуроков.
И я пришел к тому, что если что-то не работает или работает не так как ожидалось - значит я чего-то не понимаю. И если разобраться, то станет понятно почему происходит именно так.
Могут быть конечно и глюки, но даже в этом случае, если я пойму что именно и как глючит, я смогу дальше действовать с пониманием.
Формальное и ощутимое, связь с "хочу" и "должен"
То, чего мне хочется, обычно сложно измерить, такие вещи, как теплота в отношениях, дружба, отдых, расслабление, самоуважение, реализация, творческое выражение.
То, чего я считаю, что я должен делать, обычно формально и понятно, например, выполнить задачу в срок, отложить определенную сумму на ремонт, прийти на работку к 10 утра, выполнить упражнения чтобы завершить курс.
Формальное это то, что можно объективно измерить, зафиксировать.
Линейкой, часами, чем угодно. Что можно посчитать.
Ощутимое - то что можно почувствовать, пережить.
Отстаивание своих границ не противоречит эмпатии
Сопереживать кому-то - не значит помогать, или жертвовать чем-то. Эмпатия - не значит, что я предпринимаю действия чтобы помочь человеку в беде. Это сам процесс сопереживания, а не помощи.
И даже наоборот, если я делаю что-то из жалости или дискомфорта, что кто-то страдает то здесь нет места для эмпатии.
Если я действую из страха или вины, что кто-то рядом страдает - я не оставляю пространства для эмпатии.
Жалость к другому, или чувство вины за страдания другого - не являются эмпатией.
Понимание чего я хочу, дает свободу действовать
Если я осознаю свои желания - я могу делать выбор.
Если я считаю что должен что-то делать - я действую из страха, вины или стыда.
Если я осознаю лишь часть своих желаний, но не осознаю другую - это будет сдерживать меня от действий.
Интеллектуальное понимание ситуации блокирует эмпатию
Эмпатия позволяет людям понимать чувства друг друга.
Такое сопереживание, проживание чувств другого, позволяет установить эмоциональный контакт.
Это проживание чувств другого человека, без всякого осуждения.
Если появляется осуждение, интеллектуальная оценка, то нет возможности сопереживать - вместо человека появляется образ.
Понимание "Чего я хочу" дает больше шансов получить желаемое, чем фокус на том, "Чего я НЕ хочу"
В конфликтах бывает, что кто-то говорит:
“Я хочу чтобы он перестал…”
И дальше может быть, например: обвинять меня, лгать, обесценивать,…
Порой легче сосредоточится на том чего НЕ хочется, чем на том, чего хочется.
Однако, это не помогает пониманию, и эмоциональному контакту.
Объяснение связи между идеями в заметках повышает пользу от заметок
Если я просто записываю мысль или идею, и читаю её через полгода, то уже не помню, в чем был смысл, и почему я подумал, что это важно.
Заметка превращается в красивую цитату или умную мысль, но не более того.
Принятие ответственности за свои чувства, поступки и мысли дает свободу, и уменьшает страдания
Принятие ответственности за свои чувства, поступки и мысли дает свободу, и уменьшает страдания.
Если я принимаю ответственность за свои чувства, мысли и поступки, я гораздо более свободен в выборе способов достижения желаемого.
Я свободен выбирать свое восприятие ситуации.
Мои эмоциональные реакции зависят от восприятия. Это значит, что я могу определять свое эмоциональное состояние.
Как перестать спорить
Люди спорят о том, что делать, а что не делать.
О том, как и сколько. О том, что правильно, а что не правильно.
И почти никогда люди не говорят о том - в чем они действительно нуждаются, каковы их глубинные потребности.
Почему важно отслеживать чувства
Эмоции и чувства указывают на потребности.
Их можно сравнить с индикаторами.
Как, например, лампочка перегрева двигателя говорит о том, что надо обратить внимание на двигатель.
Чувства говорят нам о том что нам нужно обратить внимание на свои потребности.
4 типа реакций на гнев
Все реакции на гнев можно условно разделить на 4 группы:
- Обвинить другого
- Обвинить себя
- С пониманием отнестись к другому
- С пониманием отнестись к себе