Стыд бывает такой, который приходит на несколько секунд — неловкость, растеряность. А есть другой — токсичный, разъедающий. Тот, что не отпускает.

Я вижу два способа совладать с таким стыдом.

Первый — принимать его как дискомфорт и решить, что он не будет останавливать от того, что я бы хотел делать в любом случае. Естественно, тут важно понять, что собственно я бы хотел делать несмотря ни на что.

Второй — выражать его. Говорить о том, что стыдно. Это страшно, но именно в этом и состоит ловушка стыда — становится страшно говорить, страшно, что кто-то узнает, и я скрываю. И оно начинает расползаться на другие сферы жизни. И я отступаю, давая стыду захватывать пространство. И чем больше я отдаю пространства стыду, тем меньше я выражаю. Тут главное переломить тенденцию.

Для начала можно писать на бумагу — что стыдно, какие чувства возникают. Затем выражать себя, немного говорить о том, что кажется стыдным, там, где можно найти в себе на это силы, и в той мере, в какой возможно. Если стало хуже, можно вернуться к бумаге. И важно находить людей, от кого не ощущается осуждения.

Такой стыд расцветает в тишине и изоляции, и он как вирус, контролирующий разум, вызывает тягу к скрытности — так он сохраняется и усиливается.

Он становится терпимым — если ставить во главу угла собственные желания, хотя бы осознавать их. Это позволит действовать вопреки стыду без насилия над собой.

И его становится меньше, если выражать то, что хочется скрывать, хотя бы понемногу — это прорвёт изоляцию.

Лучше всего работает, если совмещать оба способа.

За что стыдно? О чем можно написать на бумаге? Есть ли что-то, что я собираюсь делать, даже если стыд будет?