Горькая правда
У нас в обществе есть стереотип, что правда — это почти всегда что-то неприятное. “Лучше горькая правда, чем сладкая ложь”, “Правда глазки колет” — правда представляется как нечто неприятное или как минимум некомфортное.
Добавим сюда другое негласное правило: о себе говорить хорошее — не очень-то и хорошо. Нужно быть скромным, не выпендриваться. Меня в детстве приучали, что хвастаться плохо.
О других говорить плохо — тоже плохо.
В итоге получается странная система координат: о других мы плохо не говорим, о себе мы хорошо не говорим. Двойные стандарты: о себе говорим плохо, о других — хорошо.
Многие, и я в их числе, испытывают настоящий дискомфорт, когда их хвалят. Появляется странное беспокойство, страх, что разочаруются, или что потом окажется, что я не такой уже и замечательный, и получается, я лгал, или по крайней мере так подумают?
Но почему именно так сложилось? Ведь вариантов множество:
- Можно говорить и о себе, и о других хорошее
- Можно говорить и о себе, и о других плохое
- Можно говорить о себе хорошее, а о других плохое
- Можно вообще не беспокоиться, говоришь хорошее или плохое
- Можно не задумываться, говоришь правду или нет
Из бесчисленного количества реакций вариант “о себе плохое, о других хорошее” стал общепринятым по умолчанию.
Можно ведь вообще не париться о том, хорошее или плохое я говорю, правду или неправду. Но почему-то люди выбирают именно такой способ, хотя иногда было бы эффективнее действовать и по-другому.
Хотя дело, конечно, в страхе.
Если я что-то гениальное сделал, и я знаю это - это правда. Я гениален. Нет ничего плохого в том, чтобы признать это. Хотя кому-то эту правду будет сложно принять.
Но я-то знаю.